В Иркутской области впервые дети с особенностями здоровья стали посещать обычную школу
Класс «Надежды»
Ксения Рютина, «СМ Номер один»
К осуществлению своей мечты Ольга Кашпирова, руководитель общественной организации инвалидов детства “Надежда”, шла 12 лет. Мечта на первый взгляд была простая — чтобы дочка Алена пошла в школу. Однако девочку и ее друзей из “Надежды” в школе никто не ждал, на таких ребятишках в нашей стране ставили пожизненный крест — “необучаемые”. Но мама Ольга не сдавалась и с поддержкой других матерей смогла устроить детей из “Надежды” в начальную школу. В этом ей помогли администрация Иркутского района, директор и педагоги Уриковской школы. И 1 сентября 2015 года взволнованные родители повели своих детей в 1-й класс.
Уроки доброты
- Когда родился мой ребенок, я поняла, что он никогда не будет ходить в школу,— рассказывает Ольга Кашпирова, — честно признаюсь, 1 сентября я ненавидела. Я не смогла пересилить себя в прошлом году – не повела любимого племянника в первый класс. 1-го сентября я всегда уезжала из поселка, больно было смотреть, как нарядные ребятишки идут в школу.
Как любая хорошая мать, Ольга всегда хотела для своего ребенка только самого лучшего, и не могла допустить, чтобы ее дочка жила в изоляции без развития и общения. Поэтому мама повела Алену в “Надежду”, а, изучив заграничный опыт, поняла — ее ребенок должен учиться в школе. Так начались походы матери по разным инстанциям. Ольгу не раз призывали успокоиться, мол, вы получаете бесплатно лекарства и будьте этим довольны, сидите дома.
- Но я так не захотела. Я понимаю, что мой ребенок может быть никогда не сможет говорить, никогда она ничего не прочтет, не споет песню, но дочка живет в своей мире и делает все, как она это может, и моя задача, как матери, обеспечить ей максимально полноценную жизнь.
О том, чтобы устроить ребят из “Надежды” в школу Ольга мечтала давно и неоднократно обсуждала эту тему с депутатом Законодательного собрания Анастасией Егоровой, и в этом году депутат сказала: “Давайте попробуем”.
Но перед тем, как попробовать Ольга Кашпирова вела подготовительную работу — в Уриковской школе проводила уроки доброты, на которых демонстрировались видеоролики с детьми из «Надежды». Особенные ребятишки и для учителей и для педагогов были, как люди с другой планеты, о которых нужно было узнать, к которым нужно было привыкнуть.
- Когда я показала ролик учителям, и взглянула им в глаза, то увидела там слезы, — вспоминает Ольга, — они, можно сказать, никогда не видели таких детей, не знали, как с ними работать, но решились попробовать, за что им низкий поклон.
Как в мультике про Бонифация
В первый день сентября на линейке Уриковской школы собрались 8 воспитанников «Надежды» — нарядные, в форме и белых бантах. Ребята произвели фурор. Так завладели общим вниманием, что их родителям даже было немного неловко перед первоклассниками.
- Мы переживали — как на наших ребят отреагируют другие дети, — вспоминает Ольга Кашпирова, — но все переживания были напрасны, это мы, взрослые, много заморачиваемся, а дети проще ко всему относятся, наши дети стояли на линейке вместе с другими школьниками и все прошло прекрасно.
Ольга Кашпирова и другие родители наслаждались долгожданным праздником, ощущением сбывшейся мечты.
- Мне хотели дать слово, но я отказалась, в этот день хотелось быть не руководителем организации, а просто мамой, которая привела своего ребенка в школу, насытиться этим чувством. И наши ребята, чувствуя всю важность момента, вели себя безукоризненно.
Когда у школьников «Надежды» начались уроки, в их класс пошли делегации.
- Помните мультик про льва Бонифация, который в отпуске показывал фокусы? – говорит Ольга, — сначала к нему пришла одна девочка, а потом ребятишек стало приходить все больше и больше. Так получилось и у нас. Сначала заглянул один мальчик из начальной школы. Зашел такой с большими глазами – удивлялся, почему большие дети учатся в первом классе. У нас ведь ребята учатся возрастом от 6 до 20 лет. Я ему все объяснила, сказала, как нам нужна его дружба, мальчик ушел под большим впечатлением. Я мамам нашим сказала – будут заходить дети из начальной школы – не вздумайте никого прогонять. На второй день пришли уже трое. На третий день 10 человек. Мультик продолжался дальше. В итоги дети подружились и сейчас все вместе бегают на переменке.
Выслушать чужую тетю
Ученики необычного первого класса приезжают на уроки вместе с родителями. Занимаются по три часа в день. У них все по настоящему – уроки, портфель, дневники и домашние задания. С ребятами работают дефектолог, психолог, инструктор по труду, музыкальный работник, олигофренопедагог. Конечно, изначально, педагогам было очень нелегко, но родители призвали их ничего не бояться и относиться к своей не совсем обычной работе проще.
Марина Александровна несколько лет назад привела в «Надежду» своего сына и осталась работать там педагогом, она, как никто другой знает, каким тернистым путем идет педагог, обучающий особенных ребят, но, сколько испытывает счастья, получив результат.
- Некоторые дети на меня два года даже не смотрели, а потом сели и начали заниматься. Подросли, к нам привыкли. Стали смотреть в глаза – контакт был установлен. Детям постарше нравится учиться, это чувствуется. Маленьким посложнее, в семье их балуют, стараются особо не нагружать. К занятиям их тоже надо приучать. Дома не так много требований, здесь же надо сесть, выслушать чужую тетю. Они учатся дисциплине, это очень важно. Ребятам все равно предстоит жить в социуме, они должны уметь слушать и выполнять требования. Еще важно то, что они учатся общаться. У моего сына не было друзей, я думала, что никогда не будет. Но мы пришли в «Надежду» и ребята из нашей организации стали его единственными друзьями.
Первые чудеса
Чтобы возить детей в школу, их мамы готовы идти и на существенные траты и терпеть неудобства. Например, Алла Васильева возит дочку Машу с Турской, ездит с двумя пересадками, но отказываться от занятий ей даже не приходит в голову. Маша обожает школу, старательно работает на уроках. А когда мама хвастается, что у Маши появились новые подружки – Полина и Ксюша, на лице у девочки появляется настолько счастливая улыбка, что одно это искупает все сложности долгого пути туда и обратно.
Амина Шабанова возит дочку Марият в школу на такси. Мероприятие влетает в копеечку, но уроки, которые дочь просто обожает, того стоят. Улыбчивая красавица Марият ждет школьных занятий как праздника, и домашние задания делает с радостью.
- С нашими детьми не просто, но мы попросили педагогов для установления контакта смотреть им в глаза, проявлять доброту и внимание, которые творят чудеса, — говорит Амина.
И первые чудеса уже начали происходить.
- Мой ребенок лежачий, он не сидел в коляске, но здесь, во время уроков, она начал сидеть, — говорит Надежда Сырьева, мама шестилетнего Владика, — Он смотрит на других, понимает, что надо заниматься. Все в нашей семье заметили, как он изменился. Когда начались занятия, Владик стал больше и лучше говорить, расширился словарный запас.
Дети с доброй душой
Легче всего было начать работу двум учителям Уриковской школы – Наталье Дубовой и Наталье Сизых. На протяжении двух лет они ездили в «Надежду» и давали уроки, а в этом году им предстояло заниматься со знакомыми ребятами уже в стенах школы.
С каждым учеником из необычного класса педагог занимается индивидуально, но иногда, особенно на уроках физкультуры ребят получается объединять в группы. Мы побывали на уроке у Натальи Сизых. Единственный ученик в классе бойко работал у разноцветной интерактивной доски, показывая предметы.
- Сегодня мы сидеть не хотим, работаем только у доски, — комментирует Наталья Сергеевна, — Но я не хочу его заставлять, потом можно отбить желание к дальнейшей работе. Сегодня он мне отвечает, я уже этому рада. Заставлять здесь нет смысла, если со скрипом, с ревом мы его усадим, результата не будет. В течение двух лет я работаю с детьми из Надежды, пусть малыми шагами, но мы добиваемся результатов. Конечно, хотелось бы, чтобы для этих детей было специализированное обучающее заведение, чтобы побольше было педагогов, именно обученных работе с этими детьми. В этом году наши учители едут на учебу — будут получать дополнительную специализацию олигофренопедагог.
По словам педагогов, в этому году в их школу пришли заниматься необычные дети, но у них у всех добрая душа. Они всегда встречают своих учителей улыбкой, вдохновляя на работу.
Надо идти
Уриковская школа стала пионером в обучении детей с особенностями здоровья. Быть первыми это и почетно и очень сложно. Хотя, по словам директора Уриковской школы, Елены Голяковской, слово «сложно» в данном контексте не совсем верно.
- Слова «сложность», «трудность» я стараюсь убрать из своего лексикона, — говорит Елена Юрьевна, — И когда меня коллеги спрашивали: «Как вы на это решились, это же так сложно?» я отвечают, что стараюсь делать то, что нужно детям. Нам еще многое предстоит сделать – материальная база оставляет желать лучшего, школу необходимо переоборудовать с учетом потребностей маломобильных групп людей. Я понимаю, что мы с руководителем «Надежды» не то, что стоим в самом начале пути, а пока еще шага за порог не сделали, но идти надо. И может быть через несколько десятков лет, мы придем к такому отношению к особенным к людям, как сейчас к ним относятся в Германии. Правда, когда мы к этому придем, это будет совсем другое время и другие дети. Но мы должны стараться, в том числе ради них.
- Мы больше сами у этих детей учимся, а не они у нас, — говорят педагоги, и не скрывают – первые дни было ох как непросто, работа специфичная, перенять опыт не у кого, на обучение поступили дети, которые не говорят. А как учить ребенка, который не говорит? На спонсорские деньги закупили прописи, предназначенные для детей возрастом 1-2 года, и дело потихоньку пошло. Так же спонсоры помогли закупить музыкальные инструменты — шумовые, гремящие. Теперь уроки музыки вызывают у детей невыразимый восторг.
Валентина Колесникова, правая рука руководителя «Надежды» Ольги Кашпировой, своего сына вырастила и сейчас помогает другим мамам растить и воспитывать детей с особыми потребностями.
- Может быть, когда родители узнают, что в Урике открылся такой класс, они перестанут прятать своих детей, — говорит Валентина Михайловна, — ведь диагноз – это не приговор, любому ребенку необходимо находиться в социуме, общаться. У меня родился сын с диагнозом ДЦП, врачи говорили страшные вещи. Это было 33 года назад, тогда таких детей вообще прятали. Но я прятать не стала, сын закончил школу и училище, сейчас работает с деревом. Я призываю родителей не замыкаться в своей раковине, нельзя зацикливаться на своей обиде на судьбу, жизнь ведь продолжается.